Дюрер (Durer) Альбрехт (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи - в мастерской нюрнбергского художника М.Вольгемута (1486-1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения.).
Второе путешествие в Италию (1505-1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений, внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого  тела (“Адам и Ева”, 1507,). При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики. Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три “мастерские гравюры” на меди: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) - образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; “Меланхолия” (1514) - воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека; “Св.Иероним” (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515)..
Пейзаж, который виден в открытое окно, - особенность, характерная для северных художников, таких как Ян Ван Эйк и Робер Кампен. Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (“Руководство к измерению...”, 1525; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528).
Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.
Кузнецова К.А. 2009
назад
"Поклонение Святой Троице"
(Алтарь Ландауэр) 1511,
Музей истории искусств, Вена
"Христос среди книжников"
Собрание Тиссен-Борнемица,
1506, Мадрид
"Адам и Ева"
1507, Прадо, Мадрид
"Мадонна с грушей" 1512, Музей истории искусств, Вена
"Праздник четок"
1506, Национальная галерея, Прага
"Человек" (Ecce Homo)
Ок.1495, Кунстхалле, Карлсруэ
"Семь печалей девы" 1497
"Св.Иероним"
1521
"Умерщвление десяти тысяч" 1508
"Императоры Карл и Сигизмунд" 1512
"Четыре всадника"
1498
"Рождение девы"
1511
"Ангел с ключами в ад"
1498
Hosted by uCoz