Риччи (Ricci) Себастьяно (1659, Беллуно - 1734, Венеция), итальянский живописец.
Учился в Венеции у С. Маццони и Ф. Червелли, последователя Л. Джордано, затем в Болонье - у Дж. Дж. дель Соле, подражавшего манере Веронезе. Работал в Болонье (1680-86), Парме, Риме (1686-95), Милане, Венеции (ок. 1700-07, с 1717), Вене (1701-05), Бергамо, Флоренции (1706-17), Лондоне (1709-16), в Голландии, Париже (1716). Изучал живопись болонцев, мастеров Венеции эпохи Возрождения, в Риме - Карраччи, Пьетро да Кортона, К. Маратти; в Милане - живопись А. Маньяско. Несмотря на такой обширный круг мастеров, творчеством которых он интересовался, Риччи был самобытным, талантливым мастером, одним из наиболее ярких представителей венецианского рококо, получивших от современников название «виртуозы», за быстроту работы и мастерство. Он писал картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты, много работал в монументальной живописи.
В духе рококо Риччи постепенно перерабатывает традиционный стиль болонской и римской барочной живописи в своих последующих крупных работах - фреске «Аллегория доблести» (1708).
В его живописи, как и в работах, подражавших его манере мастеров-виртуозов Венеции, доминирует ощущение чувственного праздничного великолепия жизни, любви к ничем не омраченному наслаждению ее радостямиобразуют праздничную цветовую гамму.
В 1710-е гг. Риччи создает ряд больших полотен на мифологические темы, воскрешая в них в духе рококо свободно-поэтическое, идиллическое истолкование сюжета, присущее живописи Веронезе («Купание Вирсавии», «Венера и сатир» ). Удлиненные, грациозные фигуры персонажей располагаются, как правило, в барочном волнообразном движении, восходящем к манере Джордано. Прием широкой сценической компоновки, характерной для Веронезе, часто присутствует в произведениях художника. Легкие, прозрачные тона палитры отвечают вкусам рококо.
В поздние годы творчества колорит Риччи несколько утрачивает свое разнообразие, композиционное решение становится более логически выверенным, но сцены не утрачивают очарования волшебной сказочности («Царь Соломон, поклоняющийся идолам». 1724).
Роль Риччи была значительной и в создании камерного портрета 18 в., который получил развитие в Венеции раньше, чем в других областях Италии в 18 веке. Риччи одним из первых после путешествия в Англию стал изображать модели в античных одеяниях на фоне английских пейзажных парков .
Риччи одним из первых мастеров Италии познакомил Европу в 18 столетии с высокой живописной культурой Венето, стал провозвестником новых поисков в итальянском искусстве 18 века.
Кузнецова К.А. 2009
назад
"Аллегория искусств", 1690-1694
Собрание Мартинис, Удине
"Лукреция", 1685
Оспедале дельи Эспости, Парма
"Спящая нимфа и два сатира", 1716
Музей изящных искусств,
Лилль
"Сусанна и старцы", 1713
Собрание графства Девоншир, Чатсворт
"Венера и сатир", 1720
Музей искусств, Будапешт
"Нимфа и сатиры", 1712-1716
Лувр, Париж
Триумф наук
1717-1718
Падение Фаэтона
1703
Битва кентавров и лапифов, 1715
Вакх и Ариадна
1713
Моление о чаше
1730
Идолослужение царя Соломона, 1724
Жертвоприношение богине Весте, 1723
Hosted by uCoz