Веласкес Диего [собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velasquez)] (1599-1660), испанский живописец. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф.Пачеко (1610-1616), в 1617 получил звание мастера. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма, интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись Веласкеса севильского периода с караваджизмом.
В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с П.П.Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 - начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 - начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями, искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картинах “Вакх” (“Пьяницы”, до 1630) и “Кузница Вулкана” (1630; ) он объединил мифологические образы с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными характерами.
На формирование Веласкеса как портретиста огромное воздействие оказала жизнь при королевском дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634-1635) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью; темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов.
Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество Веласкеса - вершина испанской живописи XVII века и одно из ярчайших явлений мирового искусства.
Кузнецова К.А. 2009
назад
"Старая повариха", 1618
Нац. галерея Шотландии, Эдинбург
"Триумф Вакха", 1629
Прадо, Мадрид
"Кузница Вулкана", 1630
Прадо, Мадрид
"Венера с зеркалом", 1644-1648
Национальная галерея, Лондон
Коронование Марии
1645
Распятие
1632
Портрет инфанты Маргариты, 1659
Бог войны Арес
1640
Портрет папы Иннокентия Х, 1650
Король Испании Филипп IV в доспехах
Инфанта Дориа Мария, королева Венгерская
Hosted by uCoz